Вы находитесь здесь: Главная > В помощь учителю, ФГОС > Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности.

Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение». (В. Давыдов)
Одна из самых серьезных и трудных задач — это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо . Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках.
На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить не только понимать художественное слово, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.
В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.
Актуальность. Литература, пожалуй, один из немногих школьных предметов, который направлен на воспитание души ребенка. Кроме того, предмет «Русская литература» способствует развитию у учащихся творческого воображения, навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, так как словесное искусство как наиболее духовная область человеческой деятельности обладает огромными воспитательными возможностями: учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу и, в конечном счете, помогает выработке нравственно-жизненной, гражданской позиции.

Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться. В этом во многом способствует такое качество, как конкурентоспособность. Это способность максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Для этого необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, реализовывать свою активность, интересы, свое собственное «Я», обладать новым стилем мышления быть мобильным, успевать за временем. Только сильная личность, как считает А.Г.Асмолов, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.
Ведущая цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только учу детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда. Задачи, необходимые для достижения обозначенных целей:
Задачи:
1. Изучить методическую литературу
2. Составить задания для учащихся для развития творческих способностей учащихся
3. Использовать (внедрить) различные виды творческих работ учащихся на уроках литературы и русского языка
4. Приблизить к современности, «осовременить», художественные образы,
5. Пробудить интерес учащихся к изучаемому произведению через проявление собственного мнения, видения образа, развития творческих способностей в различных видах работ учащихся
6. Систематизировать, распространить и обобщить опыт по данной теме
Методы исследования.
1. По способу деятельности. Словесный (теоретический): беседа, рассказ, слово учителя, игры — загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету. Используются в младших и средних классах.
2. Наглядный: портрет писателя, фотографии места проживания писателя, издательства его произведений, предметы культуры и искусства
3. Практический: различные вопросы и задания, способствующие применению знаний учащихся на практике
— По источнику знания: метод проблемного изложения материала (наибольший эффект в старших классах, например: при изучении «Проблема морального выбора в трагедии «Гамлет»);
Исследовательский метод. Например, «В чем суть «шекспировского вопроса»?», самостоятельный сравнительный анализ образов главных героев в драме А.Островского «Гроза» и повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Источники трагедии Печорина».
Использование этих методов способствует развитию у учащихся не только общеучебных навыков, но и развивает навыки анализа художественного образа, закладывает основу для выработки своей позиции, своего видения образа.
Объектом исследования является процесс развития творческого потенциала у учащихся 7-11 классов.
Предмет самоанализа: творческие способности учащихся на уроках русского языка и литературы
В 2010-2011 учебном году я начала свою работу по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности».
Прежде всего я проанализировала специальную литературу по проблеме исследования, передовой опыт творчески работающих учителей русского языка и литературы. По моим наблюдениям, данная тема наиболее глубоко рассматривается на уроках литературы в среднем и старшем звене. Следовательно, для получения более значимого результата необходимо начинать работу уже в начальной школе.
Проблему развития творческого потенциала учащихся я освещала на семинарах, заседаниях РМО, ШМО.
Свою практическую деятельность по данной теме я начала в 2010-2011 учебном году. Но интерес к ней зрел у меня давно. Меня давно интересовал вопрос: что чувствует современный школьник к герою классической литературы? Как он относится к Онегину, Печорину, Раскольникову? И сразу возникли проблемы: нежелание читать, восприятие и самих авторов, и их героев как «дела давно минувших дней». Поэтому главной задачей было пробудить интерес к чтению художественного произведения. Здесь мне помог приём, так сказать, «осовременивания» героев. Такие уроки, как «Онегины (Печорины, Чичиковы) наших дней», «Если бы Высоцкий(Есенин, Пушкин) был жив…», «Лариса Огудалова и девочки-бесприданницы 21 века. Сходство и отличие».
Этот прием способствует формированию у учащихся таких компетенций, как:
• уметь работать с книгой
• уметь находить и выделять главное
• уметь выделять причинно-следственные связи
• уметь формулировать и отстаивать свою позицию
• уметь анализировать и сопоставлять
• уметь оценивать результат своей работы
В современных условиях главной задачей образования является получение учащимися определенной суммы знаний, формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. Развитие творческих способностей учащихся позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет:
• более интересно и насыщенно проводить уроки,
• активизировать читательскую деятельность учащихся
• формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности
Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащихся:

1. Возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение)
2. Значительно успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!
3. Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат
4. Творчество учителя – изготовление презентаций, участие в конкурсах – служит примером для создания собственных авторских работ, в том числе и презентаций
Преимущества, получаемые учеником:
1. Интересный, доступный путь усвоения информации
2. При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни
3. Повышается мотивация к учебе
4. Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала
5. Развивается речевое творчество учащихся
6. Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию. помогает учащимся у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда
Использование творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к учебе, облегчает овладение сложным материалом. Кроме того, уроки, на которых используются и демонстрируются творческие работы детей, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (привлекательности). В результате дети, которые на уроках обычно пассивны, активно высказывают свое мнение.
В своей работе опираюсь на:
• использование текстов художественных произведений
• использование интернет-ресурсов
• использование элементов инновационных технологий (синквейн, «Займите позицию», фишбон, ИКТ и др.)
• использование электронного учебника по русской литературе (7, 9 кл.)
• использование творческих работ учащихся
Развитие творческих возможностей учащихся позволяет «разбудить» способности, вызвать интерес к изучаемой теме, максимально включиться в работу не только на уроке, но и при подготовке творческого домашнего задания.
Так как любая творческая работа требует прежде всего владение материалом, то в основном учащиеся самостоятельно читают текст или литературу по данной теме. Так, в 11 классе к уроку по развитию речи по теме «Моя будущая профессия» было дано задание подготовить презентацию о будущей профессии с обязательным экскурсом в историю. В 8 классе при проведении анализа образа Корсара (Байрон поэма «Корсар») был применен прием синквейна, ассоциативный кластер. Прием ассоциации продуктивно работает на уроках литературы . (Образы Онегина, Печорина, Чичикова, Хлестакова и других героев) иногда в детском воображении приобретают неожиданные метаморфозы. Кроме создания работы каждый автор должен выступить в защиту своего кластера. Такие приемы развивают, кроме творческого воображения, еще и речевое, художественное творчество учащихся, развивают независимость суждений и неоднозначность восприятия героя, отдаляют от штампов, принятых ранее по отношению к данному персонажу, пробуждают интерес к автору и его творчеству в целом.
Вместе с ребятами мы подготовили и систематизировали дидактический и раздаточный материал по русскому языку, творческие работы по литературе, научились выполнять различные виды творческих работ: эссе, изложения с элементами рассуждения нравственной тематики, письмо герою (автору), дневник литературного героя, писать стихи, рассказы и сказки (проба пера), составлять тесты по русскому языку, проводить урок-диспут, составлять презентации, путешествовать во времени вместе с героями произведений.
В новых учебниках по 12-летнему образованию введены задания – подготовить презентацию. Исходя из этого, я тоже начала давать такие задания. Подготовка к ним требует от учащихся творчества и самостоятельного поиска.

Так, подготовлены учащимися такие презентации: по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и по жизни и творчеству Н.Рубцова, Высоцкого, Евтушенко, Твардовского, Чехова, по повести «Капитанская дочка. Пока презентаций немного, но работа будет продолжена.

Объяснение нового материала.
На этом этапе урока очень важно вызвать интерес к данной теме урока. Так, в 9 классе при подготовке к анализу романа М.Лермонтова «Герой нашего времени», а именно образа Печорина, был проведен экскурс в 19 век (презентация), прослушали сообщение учащихся о восстании декабристов и времени реакции, поработали в группах, выясняя причину появления «лишних людей»,прослушали чтение наизусть стих-я «Дума».
Закрепление и систематизация знаний.
Этот этап работы очень важен. Прием «мозговой штурм» заставляет быстро включаться в работу на уроке . Задания и вопросы подбираю таким образом, чтобы усилить интерес к образу Печорина и к роману в целом. Конечно, успех зависит от знания текста. Поэтому на уроках и дома просматриваем эпизоды фильма, делаем закладки в тексте романа. Вся работа в классе строится на глубоком анализе образа Печорина. Использую приемы фишбон, займи позицию, провожу сравнительный анализ с Онегиным. Часто использую также прием провокационных вопросов.
Контроль усвоения пройденного материала.
Организация самостоятельной поисковой, творческой работы, работа в группах, презентация авторской работы, создание ситуации успеха

Постоянно провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия. Имею поощрения. Такими же активными и самостоятельными, стремящимися к развитию своих творческих способностей я хочу воспитать своих учеников. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы действительно является основой для обучения и воспитания.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий