Вы находитесь здесь: Главная > В помощь учителю, ФГОС > Формирование универсальных учебных действий как основа реализации ФГОС. Подготовка к ГИА по русскому языку.

Формирование универсальных учебных действий как основа реализации ФГОС. Подготовка к ГИА по русскому языку.

Формирование универсальных учебных действий как основа реализации ФГОС.

Подготовка к ГИА по русскому языку.

В связи с введением ФГОС второго поколения к выпускнику общеобразовательного учреждения предъявляются особые требования. К концу 9 класса выпускник должен обладать набором универсальных учебных действий (УУД). Эти умения проверяются в процессе прохождения ГИА. Каждый блок экзаменационных заданий проверяет сразу несколько УУД в комплексе, но одним из самых сложных заданий является С2 – написание сочинения на лингвистическую тему. Успешное выполнение этого задания позволяет выпускнику существенно увеличить количество полученных баллов. В данной статье мы обобщили опыт своей работы по подготовке к заданию С2 ГИА. Применение данной методики  позволило учащимся трех наших 9 классов успешно и без труда справиться с этим заданием и с экзаменом в целом.

 1. Блок тем «Лексика»

Цель: формировать навык написания сочинения на лингвистическую тему.

 

Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

2. Опрос.

— Что значит лингвистическое сочинение? В чем его особенность?

-Структура сочинения-рассуждения.

-Чем отличается структура лингвистического сочинения от структуры любого сочинения–рассуждения?(схема)

— Что такое тезис?

— Что такое довод?

-Всегда ли будет 2 довода?

-Где мы берем примеры?

— Каким должен быть вывод?

 

3. Целеполагание.

Сегодня мы увидим, как можно знания , полученные при работе над одним сочинением, применить в другой ситуации. Для того, чтобы перейти к работе, еще раз рассмотрим нашу схему.

Вы видите, что цитаты для сочинений распределены по группам (схема)

Мы будем работать с блоком цитат «Лексика». Работаем с 1 темой блока.

 

Тест 7

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Константин Георгиевич Паустовский

1 этап. Перевод цитаты «с русского на русский». Выделение ключевых слов.

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Составляем полное простое предложение из ключевых слов – это и будет тезисом сочинения (Для любых звуков, красок, образов, мыслей всегда найдется точное выражение)

2 этап. Отбор лингвистического материала.

Поскольку тема по лексике, обратимся к тем лексическим явлениям, с помощью которых мы можем доказать наш тезис.

А теперь попробуем найти в тексте яркие примеры тех лексических явлений, которые мы рассмотрели.

Текстовыделителем обозначаем все лексические явления, которые   помогут доказать тезис. Выбираем самые показательные примеры(2). Объясняем их роль в этом тексте. Если не получается, ищем другой.

3 этап. Берем шаблон-заготовку сочинения, начинаем оформлять текст рассуждения.

 

                 Шаблон сочинения на лингвистическую тему.

Я полностью согласен (-а) со словами К.Г.Паустовского, потому что_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратимся к тексту.

В предложении _____автор использует      (лескическое явление 1)___________, для того, чтобы____________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________.

А в предложении ____ употреблен(-о) (лексическое явление2), чтобы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Z Таким образом, работа с текстом убедила меня в правильности слов К.Г.Паустовского.

 

4 этап. Групповая работа.  Каждая группа получает высказывание о языке. Самостоятельно пишем сочинение, опираясь на полученные сегодня знания и умения.

5 этап. Чтение и анализ полученных текстов.

Тексты и цитаты берем из книги «ГИА. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов». Под ред. И П.Цыбулько.- М., Национальное образование, 2012.

 

Работа над другими блоками тем ведется по тому же алгоритму, что и работа над блоком тем «Лексика».

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий